РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2024
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на летних каникулах 2023/2024
  • Весенние каникулы 2023/2024 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  • Патриот.by
  • Память и боль белорусской земли
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • МВД информирует
  • Оказание ситуационной помощи
  • Защита персональных данных
  • ОО "БРПО"
  • Конкурсы
  • 2024 - Год качества
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


    Морозова Т.М.,

    заместитель директора по УР

    ГУО «Начальная школа г. Черикова»

     

    НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

    ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНКЛЮЗИИ

    НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В условиях современного мира определенное значение имеет проблема социальной адаптации и интеграции, включение в общественно полезную деятельность детей с особыми возможностями и потребностями. Необходимым условием создания общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий является формирование качественных социальных умений и навыков. Особо остро эта проблема стоит перед учащимися с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования. Данная проблема весьма актуальна, поскольку учащиеся с особенностями развития не всегда способны в полной мере самостоятельно овладеть необходимыми социальными навыками, так как для них характерным является отсутствие полноты использования вербальных и невербальных средств коммуникации, недостаточная степень включенности в общение, неполная сформированность волевых и эмоциональных проявлений, низкий уровень самостоятельности.

    На сегодняшний день реализация принципа инклюзии на I ступени общего среднего образования – одно из основных направлений в сфере образования. Этот принцип подразумевает такую организацию получения образования, при которой все дети вне зависимости от их особенностей (психологических, физических, культурных, социальных, языковых) включены в общую образовательную систему. В основе инклюзивного образования обучающихся в начальной школе лежит стремление обучать всех учеников вместе, не выделяя их, не перемещая в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности. Инклюзивное обучение основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. При этом должны учитываться их особые образовательные потребности и оказываться необходимая педагогическая, социальная, психологическая и иные виды поддержки.

    В рамках реализации принципа инклюзии на I ступени общего среднего образования необходимо работать в разных направлениях. В первую очередь это обеспечение специальных условий в учреждении образования для детей различных категорий: создание адаптивной среды, приобретение специальных средств обучения и специального оборудования. Процесс инклюзивного образования в начальной школе предполагает создание вариативной образовательной среды, обеспечивающей личностно-ориентированный подход к определению формы обучения учащихся в соответствии с их уровнем готовности к инклюзии. Следующим условием успешной реализации принципа инклюзии является включение детей с особыми образовательными потребностями не только в образовательную сферу деятельности, но и развитие их творческого потенциала. Сюда можно отнести проведение совместных мероприятий, которые не только приурочены к какому-либо значимому дню, но и являются повседневной практикой учреждения образования. Также необходимо уделять должное внимание охвату детей с особенностями развития дополнительным образованием, включение их во внеурочную занятость: посещение объединений по интересам, секций, факультативных занятий. Каждый ребенок вправе полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать его полноценным членом. Немало важным фактором является включение обучающихся с особенностями развития в совместную продуктивную деятельность, расширение их круга общения, обеспечение положительных межличностных отношений, нормализация самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка, поддержка самостоятельной активности. Также не стоит забывать о роли партнерского взаимодействия с семьей: установление доверительных отношений с родителями или близкими ребенка, внимательное отношение к их запросам, совместная работа учреждения и родителей (просветительская работа и обучение, деятельность родительского актива, включение родителей в воспитательный и образовательный процесс, формирование единого информационного пространства). Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена только при условии создания сплоченной команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех детей. И, конечно же, неотъемлемой частью успешной реализации принципа инклюзии является формирование толерантности у всех участников образовательного процесса. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его целиком и без всяких условий. Если мы хотим, чтобы ребенок легко влился в социум и его адекватно воспринимали со всеми его особенностями, то необходимо воспитывать такое же восприятие людей и в нем самом.

    Инклюзия призывает перестроить традиционную школьную систему таким образом, чтобы принять всё многообразие особенностей и потребностей учеников. Это многообразие в рамках инклюзивного подхода следует считать ресурсом, с помощью которого можно улучшить образовательный процесс. Таким образом, инклюзивное образование – наиболее передовая форма обучения детей с особенностями развития, в процессе которого идет активное включение детей, родителей и педагогов в совместную деятельность.

     

    Список использованных источников

    1. Агавона, Е.Л., Алексеева, М.Н., Алехина, С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
    2. Пенин, Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С.47
    3. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№1. - С.54

     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2024

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней. (Жорж Элгози)