РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2024
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на весенних каникулах 2023/2024
  • Весенние каникулы 2023/2024 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  • Патриот.by
  • Память и боль белорусской земли
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • МВД информирует
  • Оказание ситуационной помощи
  • Защита персональных данных
  • ОО "БРПО"
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


    Почему ребенок боится собак? 

    Дети довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают не связываться с ними, а предусмотрительно держатся подальше. Что же такого страшного в этих животных, тысячи лет назад прирученных человеком?

    Немецкий психолог Карл Бюлер считал, что развитию детей свойственно повторение некоторых форм поведения древних людей. Это своеобразные атавизмы. Например, боязнь змей или шерсти. Ядовитые змеи и хищные животные, покрытые густой шерстью, когда-то действительно представляли серьезную опасность для людей. У детей же эти страхи якобы остались, зафиксированные в древней памяти прошлых поколений. Однако такое объяснение не было признано удовлетворительным. Далеко не все дети испытывают подобные чувства. И почему атавистический страх шерсти действует в отношении собак и не срабатывает в отношении к кошкам? А ведь дикие кошки были не менее опасны для людей!

    Другое объяснение попытались дать американские психологи. Они придерживаются теории социального научения и считают, что от рождения дети ничего не боятся. И только наблюдая поведение взрослых, они начинают подражать их реакциям. Если отец или мать напрягаются, вздрагивают при виде собаки, торопливо переходят на другую сторону улицы, то и ребенок начинает бессознательно воспроизводить их действия, а вслед за этим испытывать и соответствующие чувства. Однако практика показывает, что и теория социального научения не срабатывает в ста процентах случаев. Бывает, в семье все обожают собак, а ребенок, тем не менее, их боится.

    Скорее всего, дети сами приобретают психотравмирующий опыт, правда, часто не без помощи взрослых. Возможно, что пес слишком неожиданно появился в поле зрения ребенка, вызвав тем самым сильный стресс. А если собака при этом была страшной и стояла слишком близко, была крупных размеров или открыла зубастую пасть с высунутым языком, то реакция могла быть настолько сильной, что в дальнейшем сохранится на долгие годы.

    Другим каналом поступления информации угрожающего характера является слух. Дети двух-трех лет отличаются особым любопытством. Им все хочется посмотреть поближе, пощупать собственными руками. И вот в ответ на умиленный возглас «У, какая собаська!» и доверчиво протянутую ручонку малыш слышит громкий предупредительный лай или грозное рычание. Если же вслед за этим раздается взволнованный крик: «Отойди немедленно, сейчас укусит!», — то, скорее всего, неприятные переживания надолго сохранятся в памяти ребенка, а возможно, станут причиной стойкой фобии.

    Статистика показывает, что лишь 1,5—2% от общего количества детей, испытывающих чувство страха перед собаками, когда-либо подвергались нападению с их стороны: у кого-то собака порвала брюки или курточку, кого-то, играя, укусила так сильно, что выступила кровь, на кого-то набрасывалась с угрожающим лаем или рычанием или преследовала, не давая прохода. Но не зря же говорят: у страха глаза велики. Эти немногочисленные случаи многократно преумножаются в нашем воображении. Отсюда берут начало поучительные истории и предостерегающие нравоучения типа: «Никогда не подходи к чужим собакам, а то — укусят!», «Немедленно собери все свои формочки, а то отдам их злой собаке, пусть грызет». Детская же фантазия преобразует их в настоящие кровавые сцены. Уж если крохотный комарик кусает так, что болит и чешется целую неделю, то что будет, если укусит этакая псина?!

    Формировать у детей чувство осторожности, конечно, надо, но отнюдь не такими действиями, а инструкциями по поводу того, что приближаться и знакомиться с животными следует лишь тогда, когда они гуляют со своими хозяевами, трогать и гладить собак можно лишь с разрешения сопровождающего их человека. Дети должны понять, что большие размеры животного не означают, что оно обладает свирепым нравом, а громкий лай и рычание пса свидетельствуют о его преданности, желании защитить хозяина или хозяйку или занятости едой.

    Если стойкая фобия уже сформировалась, не пытайтесь призывами и уговорами избавить ребенка от нее. Обычно она проходит сама к восьми-девяти годам. Peaгировать на слезы, плач, истерические действия детей лучше спокойно. Не надо ни о чем расспрашивать ребенка. Рассказывая вам о случившемся, он еще раз переживает неприятное, травмирующее событие. Лучше просто обнять ребенка, побыть с ним какое-то время, попробовать отвлечь и успокоить его сиюминутными текущими делами или посторонними вопросами.

    Не совсем корректно поступают и те родители, которые, стараясь побыстрее привести ребенка в нормальное состояние, обзывают собак, говорят, что они плохие, глупые, грозятся наказать их. При этом ребенок может успокоиться, но его неприязнь к четвероногим созданиям лишь упрочится, а чувство страха станет еще сильнее.

    Если уж вы решили, во что бы то ни стало и как можно быстрее избавить ребенка от страха перед собаками, запланируйте на ближайшее время поход всей семьей на птичий рынок. Пусть дети вместе с вами полюбуются разнообразием птиц, рыб, зверей. Непременно проведите какое-то время в рядах, где выставлены на продажу щенки различных пород. Как и любые детеныши, щенки очень милы. Их игра и возня или сонное барахтанье непременно вызовут у детей положительные эмоции. Поспрашивайте их, кто им больше понравился. Возможно, ваш сын или дочь даже выразят желание иметь собственную собаку. Но не спешите сразу покупать ее, тем более дорогую, чистопородную. Просто порадуйтесь вместе с детьми той перемене, что произошла в сознании и поведении ребенка. Можно запланировать еще не одну такую семейную вылазку. Ведь не даром говорят, что клин клином вышибают.

     

     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2024

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.(Горький М.)