РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2024
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на весенних каникулах 2023/2024
  • Весенние каникулы 2023/2024 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  • Патриот.by
  • Память и боль белорусской земли
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • МВД информирует
  • Оказание ситуационной помощи
  • Защита персональных данных
  • ОО "БРПО"
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


     

                             Методические рекомендации

           по организации и проведению    

                      классных часов

                                               

                                                   Классное руководство – это не   работа,

                                                            это образ жизни!

     

              Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший  и детям, и педагогам классный  час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением. 

              Классный час является интегрированной формой образовательного процесса  в школе.Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.

        

                Основная цель и функции классного часа.

          

         Классный час - это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

         Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

         Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других  наук, не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.

         Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у  учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.

          Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.

          Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.     

          

    Воспитательной целью классного часа является формирование  запланированного, точно определенного отношения   учащихся  к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:

    - «Пробудить чувства уважения к миру животных,  соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;

    - «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;

    - «Сформировать навыки  законопослушного поведения»;

    - «Содействовать выработке собственных нравственных  взглядов, суждений, оценок».

             Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители  допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как  с синонимическими. В  определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия.  И  задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.

                   

      Методика и техника организации классного часа.

     Классные часы можно систематизировать следующим образом:

    • классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
    • классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;
    • классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;
    • классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
    • система классных часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Познай другого», «Общение и  этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейных отношений», «Основы законопослушного поведения»,  «Культура здоровья»,  «История, культура, природа родного края», «Профориентация»).                                       

     

     

     

     

    Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:

    - определить тему с учетом основных задач воспитания на современном

       этапе;

    -  четко сформулировать цель и задачи;

    -  продумать содержание;

    -  определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать

        взаимосвязь этапов;

    -  подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;

    - подготовить  вспомогательные материалы  (наглядные пособия,

      музыкальное    оформление,   раздаточный материал и др.), пригласить

      специалистов, интересных людей или родителей;

     - включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения

       классного часа, распределить задания между участниками и группами;

    -  проанализировать его результативность.

                                      

                             Структура классного часа

     Структура классного часа состоит из трех частей:

    • вступительное слово классного руководителя;
    • основная (содержательная);
    • заключительная (вывод).

     

    Рекомендуемые современные  формы проведения классных часов:

    интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.                                       

                                       

                              Тематика классных часов.

         Планируя тематику классных часов на учебный год необходимо изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях, которое печатается ежегодно в августе в«Настаўніцкай газете», учитывать задачи и направления воспитательной работы, актуальные  в учебном году. 

        Важновыстроить тематическую систему классных часов как целенаправленный процесс, создать условия для спокойного общения. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Информация, которая отбирается для классного часа, должна быть познавательной, яркой и интересной, с массой примеров.

    Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию,  формированию здорового образа жизни и  культуры безопасной жизнедеятельности,  воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, 5-х –7-х классов актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.

        Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа,  классный руководитель должен учитывать возрастные особенности  детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.

        Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого воспитателя.

          

    Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме  нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель  посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых  можно спрогнозировать результативность воспитательной работы.   

          Сценарии и разработки классных часов печатаются в ежемесячных научно-методических российских и белорусских журналах: «Классный руководитель»,  «Практика административной работы в школе», «Воспитание школьников»,  «Воспитательная работа в школе»,  «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця»,  «Пазашкольнае выхаванне»,  «Народная асвета» и др.

                                                       Литература

    1. «Особенности организации  идеологической и воспитательной работы

              в общеобразовательных учреждениях».

         Инструктивно – методическое письмо Министерства образования

          Республики  Беларусь

    1. «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет».

         Методические рекомендации Министерства образования Республики 

         Беларусь

    1. Научно-методический журнал «Заместителя директора по

         воспитательной работе»/ М.: Центр «Педагогический поиск»,

         № 1.- 2003; № 5.- 2004; № 4.- 2005;

    4.  Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация.

         / Н.Е.Щуркова.- М.: «Просвещение», 1981.

     5.  Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел./ Н.Е.Щуркова.- М., 1994.

    6.   Лизинский В.М.  Классный руководитель: молитва на каждый день.

          / В.М Лизинский.-  М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.

    7.   Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем./ Н.Е.Щуркова.- М.:

          «Педагогика», 1986.

    8.  Г.Ю. Ксензова. Психолого-педагогические основы воспитательной

         деятельности  классного  руководителя и учителя. – М.: Центр

         «Педагогический поиск», 2005.

    9.  Дневник куратора и классного руководителя // Народная асвета. –

          2006.- №№ 3, 8, 9, 10, 11;  – 2007- №№ 1, 2, 5.

    10.  Степанов Е.Н. Классное руководство: современная модель

          воспитательной   деятельности.

    11. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.//

           Воспитание школьников.- 2001- №№  8 - 10; 2002 - №№ 1, 3.

    12.  Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//

           Воспитание школьников.- 2002 - №№ 4,5.

    13.  Островок безопасности. – Мн.: Изд. ООО «Красико   - Принт»,  2004-

           128с.- (Деятельность классного руководителя).

    14.  Экологическое воспитание /сост. Н.С.Криволап.- Мн.: Изд. ООО

           «Красико   - Принт»,  2005.- 128 с. - (Деятельность классного

           руководителя).

     16. Педагогические игры. .- Мн.: Изд. ООО «Красико   - Принт»,  2005.-

           128 с. - (Деятельность классного  руководителя).

    17. Свободное время школьника -  Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,

          2005- 176 с.- (Педагогическая мастерская).

    18. В помощь педагогу – организатору - Мн.: Изд. ООО «Красико-

          Принт», 2004 - 176 с.- (Педагогическая мастерская).

    19. В помощь классному руководителю /сост. Л.А.Конькова,  Н.С.Луйгас.-

          Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,- 2007- (Педагогическая

          мастерская).

    20. Внеклассная работа.- Мн.: Изд. ООО  Красико   - Принт, - 2006 –

          (Педагогическая мастерская).

    21. Воспитать гражданина.-  Мн.: Изд. ООО  Красико   - Принт, - 2006 –

          (Педагогическая мастерская).

    22. Методический портфель. -  Мн.: Изд. ООО  Красико   - Принт, - 2005–

          (Педагогическая мастерская).

     23. Спутник классного руководителя.- М.: Центр «Педагогический

           поиск», 2001.

    24. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-х – 11-х классах.-

          Ростов - на- Дону: «Феникс», - 2006.

    25. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы.// Воспитание

          школьников.- 1998- № 1-6; 1994 - №1.    

    26. Классный час играючи.- М.: «Творческий центр»- 2004, выпуск 1-6.

    27. ГребенкинаЛ.К., Жокина Н.А. Сценарии классных часов (в 2-х частях).

          / Л.К. Гребенкина.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

     

     

     

     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2024

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Лучшие уроки дают экзамены. (Славомир Врублевский)