Эффективные формы
проведения родительских собраний
Родительское собрание вместе с учащимися.
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
Родительское собрание в форме кафе.
Родительское собрание в походе у костра.
Родительское собрание в форме игры.
Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
Родительское собрание мужчин.
Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.
Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Примерная структура
родительского собрания
- Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
- Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
- Обсуждение проблемы родителями – 20 мин.
- Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
- В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения.
Алгоритм подготовки родительского
собрания
- Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
возрастные особенности детей;
преобладание типов семей;
уровень образованности и заинтересованности родителей;
проблемы классного коллектива;
цели и задачи учебного и воспитательного процесса, стоящие перед школой.
- Подготовительная работа:
изучение научно-методической литературы;
анализ документации;
проведение микроисследования;
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
приглашение родителей и других его участников;
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
оформление и оборудование места проведения собрания.
- Рекомендации по проведению родительского собрания:
оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Анализ развития детей за
определенный период
1. Личностные изменения (проблемы, возникающие между
детьми; данные диагностик);
- Учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
- Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
- Внеучебная проблема:
выделяем существующую (возникшую) проблему;
определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести);
определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
- Учебная проблема:
выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
анализируются причины затруднений;
идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально.
- Принятие решения собрания.
- Индивидуальные консультации с родителями.