Рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей
1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;
2. Соблюдайте режим дня;
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;
4. Любите своего ребенка - он ваш, уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути;
5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше - 8 раз;
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;
7. Личный пример по здоровому образу жизни - лучше хорошей морали;
8. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду;
9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;
10. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.
Рекомендации для родителей «Здоровый образ жизни в семье»
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций,опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.
Рекомендации родителям на каждый день
Никогда не говорите ребенку, что он плохой (оценивайте не самого ребенка, а его поступок).
Выслушивайте все!
Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
Будьте с ним вместе. Дом - это безопасный остров, а не только место, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.
Верьте, что он хочет хорошо учиться. Ваша вера в то, что у него все получится, должна передаться ребенку.
Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобой легко". Не бойтесь повторять это.
Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "ты всегда так...", "ты вообще...", "вечно ты...". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал не так, об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в соре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому. Возвращаясь домой не забудьте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
Внушайте вашему ребенку давно известную формулу психологического здоровья: "ты хорош, но не лучше других".
Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу: это сильно обогатит ваше духовное общение.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания.
Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие.
Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка?
Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то вам также вряд ли удастся достичь взаимопонимания. В такой ситуации помогает обращение обратитесь к вашим воспоминаниям: наверное, были ситуации, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества.
переключение на позитивные стороны в поведении ребенка поможет вам более положительно оценивать своего ребенка
Доверительное взаимодействие
Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность человека вообще и ребенка в частности.
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Есть такое выражение можно перейти только тот мост, к которому подошел.
Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет два берега. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.
Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Поэтому достижение доверия — первоочередная задача.
Субъективность взаимодействия
Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным в позитивном изменении себя и своей жизни.
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то... Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. Как пример, которых множество.
Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость, ведущая к обесцениванию чувства любви, добра.
Последовательность во взаимоотношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. У подростков может сформироваться отношение ко взрослому как к лицемеру
Позитивность взаимодействия
Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться равномерных усилий и, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.). То есть Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений.
Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!
Необходимо выделять и ценить даже самые малые достижения. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.
Привлекательная альтернатива
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность каких-то поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу),
Разумный компромисс
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Превентивность
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения подростковых трудностей является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
Составление собственных правил позволит вам определить свою позицию, тактику и стратегию взаимодействия.
КАК ВЫРАСТИТЬ СЧАСТЛИВЫХ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
1. Будьте добрым, любящим и отзывчивым.
2. Когда о детях заботятся с теплотой и любовью, они будут чувствовать себя в безопасности со взрослыми, которые ухаживают за ними.
3. Старайтесь понимать и удовлетворять желания ребенка.
4. Распознавайте и реагируйте на звуки, движения и выражения чувств вашего ребенка. Это поможет вашему ребенку почувствовать и вашу заботу.
5. Говорите с ребенком, пойте и читайте ему.
6. Все это помогает создавать в мозгу вашего ребенка связи, необходимые для его текущего и будущего роста и развития.
7. Установите повседневные правила.
8. Научите ребенка узнавать, что настало время ложиться спать, с помощью ежедневного ритуала (например, исполнение песни и опускание штор). Ритуалы, связанные с позитивными эмоциями, оказывают положительное влияние на детей.
9. Смотрите телевидение с ребенком.
10. Смотрите телепрограммы вместе с ребенком и беседуйте о том, что смотрите. Не позволяйте ребенку проводить все время у телевизора.
11. Используйте дисциплину для обучения.
12. В дополнение к последовательному и любящему надзору учите ребенка тому, что существуют ограничения. Никогда не бейте и не трясите ребенка.
13. Признайте, что каждый ребенок уникален.
14. Дети растут разными темпами. Их мысли и чувства о себе отражают в значительной степени отношение к ним родителей и опекунов.
15. Следите за собой.
16. Родители тоже нуждаются в заботе. Если вы устали, раздражены, расстроены или перегружены, вам будет труднее удовлетворять потребности детей.
Социальный педагог Н.Г. Абирало