РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2024
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на летних каникулах 2023/2024
  • Весенние каникулы 2023/2024 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  • Патриот.by
  • Память и боль белорусской земли
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • МВД информирует
  • Оказание ситуационной помощи
  • Защита персональных данных
  • ОО "БРПО"
  • Конкурсы
  • 2024 - Год качества
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


    Развитие внимания детей младшего школьного возраста

    Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

    Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

    Виды внимания :

    • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

    произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

    • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

    Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

    Свойства внимания :

    • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

    • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

    • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

    • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

    • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

    Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

    Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

    Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

    Игра «Зачеркни букву»

    В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

    Игра «Вокруг меня…»

    Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

    Игра «Повтори за мной»

    Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

    Упражнение «Не собьюсь»

    Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

    Игра «Что изменилось?»

    Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

    Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

    Игра «Топ-Хлоп»

    Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко») ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают») – топает.

    Игра «Белое и чёрное»

    Инструкция: Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори? Набор: снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

    Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек».

    Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

    Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

    Желтое околбя.

    Паровоз ястичм.

    Желтая акчобаб.

    Красивая анишам.

    Мышь тищип.

    Вишневое еьнерав.

    Старинная агинк.

    Лиса артих.

    Котенок теакуям.

    Синее ером.        \

    Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

    Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

    яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

    вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

    до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

    к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

    мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

    о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

    рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

    с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

    учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

    Весёлые пальчиковые игры

    Физиологи под выражением «мелкая моторика рук» подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

    Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

    Какие же упражнения можно использовать для развития мелкой моторики ребёнка?

    1. Пальчиковая гимнастика.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

    Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

    Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

    Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

    2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

    Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

    3. Шнуровки - зачем они?

    Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

    4. Графические упражнения.

    В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

    Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

    Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

    5. Массаж рук.

    Необходимо регулировать воздействие на руки ребёнка – массаж должен быть укрепляющим, но в то же время лёгким, не доставляющим неприятных ощущений.

    6. Работа со счётными палочками.

    Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

    Дети делают различные предметы из палочек.

    7.Игры с цветными пробками от пластмассовых бутылок.

    Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол. Это – лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».       Мы едем на лыжах,

                Мы мчимся с горы,

                Мы любим забавы

                Холодной зимы.

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Картинки из пробок.

    8. Игры с разноцветными прищепками.

    Стимулируют созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушечек пальцев.

    Солнышко, ёжики.

    Прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

    Сильно кусает котёнок-глупыш,

    Он думает, что это не палец, а мышь.

    9. Игра «Чудесный мешочек». В мешочке маленькие игрушки.

    Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

    Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

    Особенности внимания младшего школьника

    "Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира".

    (К. Д. Ушинский)

    Часто психологи и врачи слышат: "Мой ребенок - умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:" И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.

    Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. В 1-2 классах ученики могут заниматься одним видом деятельности 10-15 минут, в 3-4 классах – 15-20 минут. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Чем сильнее интерес к деятельности, чем больше она увлекает человека, тем длительнее, интенсивное сосредоточение. Внимание может быть устойчивым, если человек осознаёт важность, значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых познавательных интересов – одно из важных условий повышения внимательности учеников на уроках.

    Объём внимания – количество объектов, которые одновременно воспринимаются - у младшего школьника очень ограничен. У учеников 1-2 классов объём внимания – 2-3 объекта, у учеников 3-4 классов – 3-4 объекта. Основным условием расширения объёма внимания является формирование умений группировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

    Распределение внимания – одновременное выполнение нескольких действий. Более эффективно распределяется внимание при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности.

    Переключение внимания – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую. При продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Успешность значительно снижается при переходе от лёгкой деятельности к трудной. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. При глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом.

    Одной из отрицательных сторон внимания является рассеянность. Проявляется в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в лёгкой и частой отвлекаемости. Может быть результатом неправильного воспитания. Бороться путём формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья. Может носить временный характер (после чрезмерного возбуждения или переутомления).

    Как помочь ребёнку стать внимательным

    Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.

    Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства - это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.

    Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.

    Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.

    Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.

    Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.

    Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей - это игры.

    Консультация для родителей

    «Обогащаем словарь детей»

    Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

    Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

    Упражнения с существительными

    Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

    Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

    Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

    Скажи об игрушках со словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

    Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

    Упражнение с глаголами

    Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

    Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

    А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

    Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается,

    сопит).

    В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

    Упражнения с прилагательными

    Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

    Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

    Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

    Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

    Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

    Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

    Упражнения с наречиями

    Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

    Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

    Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

    Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

    Упражнение на подбор родственных словРодитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

    Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

    Упражнение на подбор сравнений

    Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

    На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

    На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

    Упражнения на «зарисовку» слов

    Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

    Например:

    Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

    - Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

    - Попробуй нарисовать это состояние погоды.

    - Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

    - «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

    - нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.

    - отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море   – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.) Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

    Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

    Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».

    Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

    Словесные игры

    Что в мешочке?

    В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

    Что из чего сделано?

    Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

    Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

    Дети. Деревянный.

    Взрослый. Стакан из стекла?      

    Дети. Стеклянный.

    Взрослый. Ключи из стали?

    Дети. Стальные и т.д.

    Кто как работает?

    Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

    Взрослый. Что делает врач?

    Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

    Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

    Что я не так сказала?

    Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

    Ребенок исправляет ошибки.

    Придумай предложения

    Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

    В з р о с л ы й. «Солнце греет»

    Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

    Скажи наоборот

    Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

    Мама. Я вижу высокий дом.

    Ребенок. Я вижу низкий дом.

    М а м а. У меня острый нож.

    Ребенок. У меня тупой нож.

    Обогащение бытового словаря

    В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо - борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница - ее используют для салатов».

    Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

    Мама. Что мы поставили в сервант?

    Ребенок   (отвечает обобщающим словом). Посуду.

    Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

    Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

    Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

    Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

    Советы родителям

    по развитию орфографической зоркости у учащихся

    Иногда большое количество ошибок, которые делает ребёнок при письме, взрослые объясняют отсутствием так называемой природной грамотности, когда школьнику достаточно только увидеть слово или один раз написать, чтобы никогда не допускать в нём ошибок. Такие случаи встречаются, но, к сожалению, не так часто.

    Важнейшим условием обучения правописанию является осознание самим ребёнком совершаемых им действий в момент письма. Больше того, многие дети, знающие правила, но применяющие их неосознанно, допускают огромное количество ошибок.

    Давайте вспомним, что орфограмма – это написание, которое невозможно установить на слух. В таком случае орфографическая зоркость демонстрирует способность ребёнка обнаруживать те места в слове, где букву невозможно определить звучанием. В умении обнаружить подобные звуки в словах и состоит орфографическая зоркость.

    Что можно рекомендовать родителям, которые хотели бы помочь своим детям в овладении этим очень важным умением, при этом не дублируя работу учителя?

    Обязательно заниматься со своими детьми последовательным выделением звуков в словах способом протяжного произнесения звука в целом слове (м-м-м-ир; ми-и-и-р, мир-р-р). Ребёнка при этом лучше не торопить, не выполнять действия за него. Если ребёнок допустил ошибку, в этом случае взрослый произносит слово с «ошибочным» звуком, например, [мыр]. Обязательно следует спросить ребёнка: «Это слово ты разбирал по звукам?»

    Хорошо, если вы продолжите отрабатывать это умение в играх со словами, например, в таких, как «Найди в словах одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди в комнате (на рисунке и т.д.) предметы с заданным звуком» и т.д.

    Только после того, как вы закрепите это умение, следует вводить слова, звучание и написание которых различаются. Осуществляем звуковой разбор этих слов, как это было обозначено выше, и сравниваем произношение слова с тем, как оно написано на карточке (в книге и т.д.). Поддержку и помощь при этом нам оказывают «слова-помощники», которые подбираем вместе с ребёнком или он делает это самостоятельно, но обязательно, комментируя каждое свое действие. И, конечно, продолжаем играть: взрослый произносит слова, а ребёнок должен «просигналить» (хлопнуть, топнуть, показать красный сигнал и т.д.), если услышит звук, которому «при письме нельзя доверять».

    Можно предложить ребёнку поискать орфограммы в тексте, подчеркнуть их или выделить любым удобным способом (возможно, используя знакомые ему обозначения, какие были приняты в классе). Взрослому нужно приготовить трафарет-ключ ответов (прозрачный пластик-пакет с выделенными (например, овалом) словами с заданной орфограммой). Ребёнок имеет возможность проверить себя при наложении ключа на текст. По окончании работы ребёнку необходимо прокомментировать все действия, особенно ошибочные и коррекционные. Это чрезвычайно важно, так как комментирование выполненных действий позволяет нам развивать в ребёнке высокий уровень самоконтроля.

    Учимся рассказывать

    Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

    Дети должны:

    - знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

    - уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

    Картины и серии картин, с которыми мы работаем, можно условно разделить на 3 вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.

    Первый вид картин: действие происходит вне помещения.

    Начинаться рассказ может со слов: как-то раз, однажды, был…

    Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток):

    Если событие происходит:

    осенью, днём (утро, вечер)- осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, тёплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный;

    зимой день (утро, вечер)- зимний, холодный, морозный, ясный, снежный;

    весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, тёплый;

    летом день (утро, вечер) – жаркий, тёплый, летний, ясный.

    Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днём…

    Как-то раз зимним, морозным утром… Был тёплый осенний вечер…».

    Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил)? Где (куда)?

    Придумать имя герою, обозначить место действия, цель.

    Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: « А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи).

    Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою.

    Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

    Второй вид картин: действие происходит в помещении.

    Начало. Отвечаем на вопросы: когда? Где? Кто что задумал (решил)?

    Время года опускается, остаётся название части суток.

    Когда? – используем выражения: однажды утром, днём, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна…

    Где? – дома, в саду, школе, группе…

    Кто? – (даётся имя) что решил, предложил, задумал.

    Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

    Третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима».

    Начало. Название картины, имя автора, определение времени года.

    Пришла…наступила…

    Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчивая тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года.

    Очень полезно во время рассматривания использовать:

    - произведения поэтов, писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова и выражения в рассказе;

    - опыт наблюдений за природой на прогулках.

    Всё это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребёнка, облегчает процесс составления рассказа.

    Конец. Передача настроения автора и ребёнка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?»

    Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, берёзка, солнышко, ручеёк), слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый- тонкий, широкий- узкий).

    Как помочь ребёнку запомнить буквы

    Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:

    Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?

    Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?

    Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?

    Заштриховать букву.

    Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.

    Написать букву в большой и маленькой клеточках.

    Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.

    Вылепить букву из пластилина, глины, теста.

    Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.

    Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.

    Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.

    Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.

    После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.

    Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера. Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.

    Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.

    Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.

    Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.

    Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать. Успехов вам!

    Фонематический слух - основа правильной речи

    Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

    Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

    Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

    Игра «Поймай нужный звук хлопком»

    Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

    То же с любыми другими звуками:

    Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

    Игра «Придумать слова на заданный звук»

    Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

    Игра «Определить место звука в слове»

    Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

    Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

    Повторение цепочек  слогов

    Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

    Примеры слоговых цепочек:

    Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

    Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

    Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

    Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

    За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)

    Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

    Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

    Игра  «Кто внимательнее»

    Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

    Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

    Игра «Угадай слово»

    Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

    Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

    Например:

    с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

    р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

    п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

    Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

    Игра «Четвертый лишний»

    Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

    Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

    Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

    Пример:

    -Как тебя зовут?

    -Ира.

    -А фамилия?

    -Иванова.

    -Откуда ты приехала?

    -Из Иркутска

    -Что там растёт?

    -Инжир.

    Игра «Цепочки слов»

    Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

    Игра "Починим испорченный телефон"

    Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

    Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

    Игра «Не ошибись»

    Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

    Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

    Игра «Будь внимателен»

    Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

    Игра «Подбери по звучанию»

    Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

    ком бак сук ветка каток горка

    дом рак лук клетка платок корка

    сом мак жук пятка листок норка

    лом лак бук плетка моток марка

    Игра «МАГАЗИН»

    Игры на выделение звука на фоне слова.

    Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

    Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

    Игра «Живая азбука»

    Игра для развития звукового различения

    Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. 

     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2024

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (Драгоманов М. П.)