РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2024
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на весенних каникулах 2023/2024
  • Весенние каникулы 2023/2024 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  • Патриот.by
  • Память и боль белорусской земли
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • МВД информирует
  • Оказание ситуационной помощи
  • Защита персональных данных
  • ОО "БРПО"
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


      Моя родная Беларусь

    подробнее...

    Тема: “Моя родная Беларусь”

    Цель: формирование гражданственности и патриотизма, национального самосознания.

    Задачи: дать понятие «большая и малая Родина»; развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны; воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Родине, своему городу, семье и школе. 

    Ход урока

    1. Орг. момент. Эпиграф:

    “Нам Родину завещано любить

    И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
    Не перервать связующую нить, 
    И нам порой так нужно оглянуться”. 
    2. Вступительное слово учителя.

    - Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часу мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве.  Тема нашего урока «Моя родная Беларусь.”

    - Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

    Давайте разберемся что такое Родина? А малая Родина? 
    (Родина - это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен.Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа.) 

    Ученик:

    Что мы Родиной зовем?
    Солнце в небе голубом
    И душистый, золотистый
    Хлеб за праздничным столом.
    Что мы Родиной зовём?
    Дом, где мы с тобой растем,
    И берёзки, вдоль которых,
    Взявшись за руки, идем.

    "Моя малая Родина" – так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Бывает и так, что человек покидает свой родной край в поисках лучшей жизни, но это совсем не значит, что он забывает о своём любимом городе или селе.

     Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране. Как называют человека, который любит свою страну, беспокоится о её будущем? (Патриот)
    -Дети, а сейчас я предлагаю составить синквейн к слову «патриот».Учащиеся самостоятельно составляют синквейн приблизительно следующего содержания: 

    Патриот 
    Заботливый, ответственный 
    Трудится, помогает, защищает. 
    Любит свою Родину 
    Гражданин. 

    Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ -любитель Отечества. 
    И вы ребята должны вырасти настоящими патриотами своего Отечества. Любить и уважать свою Родину. Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, село.

    Проверим, как вы владеете своим родным языком. 

    Игра «Переводчик».

    Ваша задача - представленные слова перевести на белорусский язык. 

    Родина - Радзіма, 
    язык-мова, 
    государство- дзяржава, 
    флаг – сцяг,
    друзья - сябры 
    Отечество - Айчына,

    Аист – бусел,

    Родители – бацькі,

    Цветы - кветкі

    Деревья - дрэвы

    Учитель - настаўнік

    Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

    Игра «Пословица»

    Родная сторона-мать, чужая-…
    Где мать родила, там и Р…
    Везде хорошо, а дома…
    На чужой сторонушке рад своей…
    Чужбина-калина, Родина-…
    Человек без Родины, что соловей без…
    Родину, как и родителей, на чужбине не…

    Родина-мать, умей за нее…
    Для Родины своей ни сил, ни жизни…

    3.Физкультминутка. (Названия рек, озёр, городов Беларуси и других стран.)

    Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Почему?  Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями. 

    «Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі».

    Работа с картой Беларуси.

    Рассмотрим территорию нашей страны на карте. Сколько областных центров? (Показать на карте.) Столица? Соседи государства?

    Работа в парах.

    Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Беларуси, подписать областные города нашей страны. Проверка.

    Игра «Собери словечко» 

    (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

    Учитель: Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

    Беседа о значении символов герба и флага, прослушивание гимна.

    - Как понимаете слова «сэрцам адданыя роднай зямлі»?

    Подведение итогов. Рефлексия.

    - Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг. Ведь Вы – наше будущее.

    «Свободный микрофон». 
    а) Моя Родина – это… 
    б) Я благодарен(а) своей стране за то, что… 
    в) Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… (5-10 прилагательных). 
    г) Когда вырасту, я … 

     


      Беларусь - мая Айчына!

    подробнее...

    Тема «Беларусь  - мая Айчына!»

    Цель: придать целенаправленность процессу формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания подрастающего поколения, ценностного отношения к своему Отечеству.

    Оборудование: иллюстративный материал,бумажные контуры ладошек, карта-контур Республики Беларусь

    Ход урока

    Эпиграф на доске:

    Беларусь – мая краіна!
    Беларусь – мая Дзяржава!
    Беларусь – мая Айчына!
    Беларусімаёй слава!

    1. Поздравительное слово учителя.

    Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – праздник тех, кто учится, и тех, кто учит. От всей души желаю вам успешной учёбы, пытливости ума и любознательности, а вашим родителям – гордости за своих детей, уверенно шагающих по ступеням знаний.

    2. Знакомство с темой урока.

    Учитель держит в руках апельсин, сравнивает его с нашей планетой. Как апельсин делится на дольки, так планета складывается из разных стран. Вот одна долька – как раз наша Родина. Как её зовут?

    Тема первого урока в новом учебном году так и называется: «Беларусь – мая Айчына!».

    А внутри дольки встретится что? Правильно, семечко. Это все мы – граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой, бережно относится ко всему живому, уважает соотечественников и иностранцев. Активно участвует в жизни общества. Бережёт и сохраняет народные традиции и обычаи.

    Учитель. Продолжите фразу: «Мою Беларусь я …» (ученики продолжают фразу, на доске появляется запись:

    ЛЮБЛЮ, БЕРЕГУ, УВАЖАЮ, УЧАСТВУЮ, СОХРАНЯЮ

    3. Прием «Ладошка».

    Учитель. Перед вами на парте бумажный контур вашей ладошки. Напишите в центре тему первого урока: Беларусь – мая Айчына!

    Люди называют свои родные места по-разному. Вспомните эти слова. Напишите эти слова на пальчиках вашей бумажной ладошки: Родина, Отечество.

    Остались незаполненные пальчики? Давайте добавим замечательные белорусские слова: Радзіма, Бацькаўшчына, Айчына.

    4. Интеллектуальная игра «Моя Беларусь».

    Учитель. За время учёбы в школе, из рассказов родителей, из телепередач вы многое узнали о родной стране. Предлагаю вам в игре поделиться своими познаниями о родной Беларуси.

    1.  Как называется столица нашей Родины? (Минск.)

    2. На сколько областей поделена Республика Беларусь? (На 6.)

    3. В каком году доктор Франциск Скорина листал свою первую отпечатанную книгу? (В 1517 году.)

    4. Имя знаменитого белорусского книгопечатника из Полоцка? (Франциск Скорина.)

    5. Как называется основной Закон Республики Беларусь? (Конституция.)

    6. Назовите имена трёх белорусов – космонавтов. (Пётр Климук, Владимир Ковалёнок, Олег Новицкий.)

    7. Как называется самый древний город Беларуси? (а)Заславль; б) Полоцк; в) Минск; г) Гродно.)

    8. В Болгарии это Янов день, в Венгрии – святой Ян, в Испании – Сан-Хуан, в латвии – Лиго. А как этот праздник называется у белорусов? (Купалье.)

    9. С какой страной не имеет общей границы Республика Беларусь? (а) Польша; б) Россия; в)Германия; г) Украина.)

    10. Назовите цвета Государственного Флага (Красный, зелёный, белый.)

    11. Самая длинная река в Беларуси? (Днепр, 690 км по Беларуси, всего 2145 км.)

    12. Назовите дату государственного праздника День Независимости. (3 июля.)

    13. Как называют людей, проживающих на территории Беларуси?

    14. Кто является Президентом Беларуси?

    15. Каких писателей и поэтов Беларуси вы знаете? (взять портреты)

    16. Как называются жители города Минска?

    17. Почему Беларусь называют «синеокой»?

    Небо чистое и глубокое,

    И березовый тихий рай –

    Беларусь моя, синеокая,

    Беларусь моя – родной край!

    18 Какие крупные звери обитают на территории Беларуси?

    19. Какой продукцией славится Республика Беларусь?

    20. Назовите областные центры Беларуси?

    Думаю, наше Отечество уже сейчас гордится вашими успехами, и ещё больше будет гордиться вами в будущем. Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!

    Учащиеся крепят свои бумажные ладошки вокруг контура Республики Беларусь на доске

    Ученица:

    Радзіма наша — Беларусь,

    І, колькінішукай,

    Не знойдзеш ты наўсёйзямлі

    Мілей, чым гэты край.

    Ученик:

    Не знойдзеш ты такіх людзей,

    Іхсэрцы - дабрыня,

    Яна струменіць, льецца ў свет

    Крынічкаюштодня.

    Ученица:

    Таму ў жыцці не трэбабыць

    Няшчырым, сквапным, злым.

    Не забывай: ты беларус!

    І заставайсяім.

    Яна мне дадзенаадзіная

    На ўсёжыццё, на цэлы век.

    Мая адзіная, радзімая

    Ў вянкахлясоў і стужакрэк.

    Заўсёды самая прыветная,

    Як сонца, свеціцца сама,

    Жыве, як маразапаветная,

    І роўных ёй - нідзе няма.

    Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

    Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю!

    Беларусь… Это зубры в Беловежской пуще. Это бобры, медведи в Березенском заповеднике. Это вековые дубы, липы, клены, сосновые боры, березовые рощи, душистые луга… Куда бы ни поехал, везде тебя встретят неповторимые “краявиды”, приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом ее народа. 

    Змалку звалі цябе Мы прыгожай Радзімаю. Беларусь, Беларусь, як ты сэрцу любімая!

    Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства? 

    Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. 
    Упражнение“Салфетка”. 
    Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось. 
    Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? 

    - Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

    - Как вы считаете, что может объединять нас с вами? (ответы детей)

    – Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Беларусь.

    – Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самыедорогие слова для белорусского человека

    Учитель

    Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.

    На листе написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве назвать качество присущее именно белорусскому человеку.

    П - пожертвование, пионер 
    А - авторитет 
    Т - терпение 

    Р - риск, радушие 
    И - искренность 
    О - отвага, оптимизм 
    Т – трудолюбие

    Наша родная Беларусь разделена на шесть областей (рассматриваем на карте, находим каждую область, её главный город).

    Чем славится каждая область?

    - Минская область привлекает туристов многообразием исторических красивых мест: озеро Нарочь, Браславские озёра, Курган Славы, Хатынь, красивейшими замками князей Радзивилов в г. Несвиже...

    - Могилёвская область - г. Могилёву более 600 лет, в могилёвской области родился и вырос наш Президент, Александр Григорьевич Лукашенко

    - Гомельская область - в г. Гомеле один из красивейший парков РБ, заводы, на которых выпускают..., а что, отгадайте загадки:

    Едет конь стальной, рычит, за собой плуги волочит (трактор).

     Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт (комбайн)

    Также Гомельская область славится Белорусским металлургическим заводом, меховой фабрикой в г. Жлобине...

    - Витебская область - в г. Витебске проходит «Славянский базар» - это фестиваль культуры, также выпускают телевизоры «Витязь»...

    - Брестская область привлекает внимание иностранных гостей, да и жителей нашей Республики историческими памятниками ВОВ, одним из которых является Брестская крепость - герой, заповедник «Беловежская пуща», где находятся под охраной государства много редких животных и птиц, а также растений, которые занесены в красную книгу. Здесь же находится Резиденция Деда Мороза...

    - Гродненская область - очень много старинных замков: Лидский замок, Мирский замок, замок в Новогрудке, руины Кревского замка...

    Наша республика славится красотой и разнообразием природы: дубравами, хвойными лесами, сосновыми борами, обширными садами. В Беларуси течёт множество рек, больших и маленьких. Самая длинная река – Днепр. Она впадает в Чёрное море. У Днепра есть притоки – Березина и Припять. В Балтийское море впадает река Нёман. Самое большое белорусское озеро – Нарочь. Рядом с ним ещё несколько озёр. Это живописный уголок Беларуси. 

    Игра «Продолжи фразу»

    Я люблю свою страну, потому что…

    Мне нравится жить в городе, потому что…

    Игра «Украсим слово»

    К слову Минск дети подбирают слова-определения поочередно.

    (главный, большой, богатый, зеленый, красивый, старинный, растущий, промышленный, культурный, белорусский и т.д.)

    Игра «Опровержения»

    Детям предлагается заведомо ложное высказывание. Дети должны придумать как можно больше опровержений этой фразы.

    Мы живем в Австралии. В сельской местности очень много заводов и фабрик. В городе много животноводческих ферм. Все белорусы говорят на китайском языке. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета. В Беларуси добывают газ, уголь, золото. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.

    Подведение итогов урока

    Ребята, все мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны:

    ценить и беречь свою Родину, узнавать людей, живущих в ней, её прошлое и настоящее. 


    знакомиться, овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа. 


    беречь красоту своего языка, помогать другим овладевать им. 


    изучать историю людей, которые жили до нас.

     дорожить историей своего края, народа. 

    Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на урок с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение «Я люблю Беларусь, потому что …» 
    И напоследок я хочу сказать

    Что Родина - вторая мать

    Ее не выбирают и не губят

    А просто берегут и любят. 

    С праздником вас, дорогие ребята, с Днем знаний!

    Ученица:

    Радзіма наша — Беларусь,

    І, колькінішукай,

    Не знойдзеш ты наўсёйзямлі

    Мілей, чымгэты край.

    Ученик:

    Не знойдзеш ты такіх людзей,

    Іх сэрцы - дабрыня,

    Яна струменіць, льецца ў свет

    Крынічкаю штодня.

    Ученица:

    Таму ў жыцці не трэбабыць

    Няшчырым, сквапным, злым.

    Не забывай: ты беларус!

    І заставайся ім.

     


     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2024

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Нынешний школьный аттестат удостоверяет только, что его обладателю хватило способности выдержать столько-то лет школьного обучения. (Лоренс Питер)