РусскийБеларускi

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении образования
  • Социально-педагогическая и психологическая служба
  • Обучающимся
  • Законным представителям несовершеннолетних обучающихся
  • Учительская
  • Ученическое самоуправление
  • Сервисы
  • ЛЕТО 2021
  • Шестой школьный день
  • Идеологическая и воспитательная работа
  • Оздоровительный лагерь "Улыбка" на летних каникулах 2020/2021
  • Весенние каникулы 2020/2021 год
  • Азбука безопасности
  • Прием в 1 класс
  • МЧС информирует
  • Подвоз
  • Конкурсы
  • Актуальная информация
  • Каникулы онлайн
  • Индивидуальное обучение
  • Внимание - дети!
  • Беларусь против табака
  • Марафон "Старт на безопасность"
  • Школа - территория здоровья
  • Проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"
  •  


       

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

     

    © copyright

     


    Онлайн-консультация для родителей 15.05.2021 г.

    «Развитие памяти и внимания младших школьников»

    Память – психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и др.) информации. Внимание – это избирательное сосредоточение сознания на каком-либо объекте, направленность психики на определённую деятельность при отвлечении от всего остального. Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека, ведь без умения сконцентрироваться на объекте запоминания невозможно качественно выучить необходимый материал. Именно в младшем школьном возрасте развивается произвольность внимания. Однако непроизвольное внимание у младших школьников всё ещё преобладает. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им зачастую трудно сосредоточиться на изучаемом материале. Тренировать и развивать память и внимание можно при помощи различных техник и упражнений.

    Рекомендации по развитию зрительной памяти и внимания

    В течение некоторого времени (до 3 недель) ежедневно по 2-3 раза де­лайте следующее: ребёнок должен, посмотрев на окружающую обстановку, закрыть глаза и назвать все предметы, которые его окружают. Открыть глаза и проверить  пра­вильность своего ответа.

    Когда вы встречаете незнакомых людей, просите ребёнка как можно отчетливее за­помнить их лица, а затем сравнить их между собой (одинаковая ли у этих людей форма лица, носа, глаз и т. д.).

    Вносите в занятия элемент игры:

    «Тайны древних городов» Археологи – это люди, которые занимаются поисками и раскопками древних городов. Во время раскопок они часто находят разные вещицы, на которые нанесены красивые узоры. Здорово, когда под рукой у археолога есть фотоаппарат. А если его нет? Тогда археологу нужно хорошенько рассмотреть рисунок и запомнить его, чтобы потом он смог его повторить. Попробуем?

    Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе какой-нибудь узор. Например, вот такой.

    План действий:

    Покажите ребёнку узор.

    Через 10  секунд прикройте узор листом бумаги.

    Попросите ребёнка выложить такой же узор.

    Сравните то, что получилось, с образцом.

    Задание можно усложнить, если попытаться повторить не только расположение палочек и пуговиц, но и цветов.

    «Радужная путаница»

    В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определённом порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

    Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

    План действий:

    Покажите ребёнку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.

    Через 15 секунд закройте их листом бумаги.

    Попросите ребёнка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

    Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

    Рекомендации по развитию слуховой памяти

    Попросите ребёнка воспроизвести какие-либо ритмичные звуки при помощи постукивания.

    Зачитывайте ребёнку сверху вниз ряд цифр с интервалом в 1 секунду. После слова «повтори»  ребёнок должен повторить весь ряд. Начинать нужно с 1 цифры, далее – 2 и так постепенно до 9, следя за правильностью повторов. Например:  9 –повтори

                       2, 4 – повтори

                       3, 8,6 – повтори

                       1, 5, 8, 5 – повтори

                       4, 6, 2, 3, 9 – повтори

                       4, 8, 9, 1, 7, 3 – повтори

                       5, 1, 7, 4, 2, 3, 8 –повтори

                       1, 4, 2, 5, 9, 7, 6, 3 – повтори

    Для того чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.

    Игра «Идём в магазин» В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Предложите ребёнку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. Постепенно список необходимо увеличивать.

    Общие рекомендации

    Игра «Парные слова»

    Эта игра развивает как память и внимание, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребёнок вспоминал вторые. Для развития памяти и внимания эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.

    Учите наизусть стихи. Пусть это будут небольшие отрывки, но каждый день - и через пару месяцев вы почувствуете первые результаты.

    Памятка для родителей и учителей.

    Развитие внимания у детей начальной школы

    Нет качества, которое было бы так же значимо для учебной деятельности, подготовки и выполнения домашних заданий и работ, как способность концентрировать внимание, т. е. умение сосредоточиться, настроиться на определенный предмет, отвергая другие. Активное внимание требует значительного напряжения.

    1. Для развития сосредоточения внимания очень важно привести в норму физическое состояние вашего ребенка.

    Посмотрите внимательно на ребенка, который суетится, почесывается, постоянно покачивается или держит все мышцы в ненужном напряжении, и вы поймете, что беспорядочные движения являются одним из признаков рассеянного внимания. Для концентрации внимания помогите ребенку принять такую позу, при которой ничто не будет его отвлекать. Пусть он расслабит мышцы, мысленно проведет двойной крест через плечи и бедра и постарается избегать лишних движений. Посадите ребенка прямо, лишь слегка наклонив вперед, сосредоточив его внимание на том, что находится перед ним. Поза должна быть удобной. Если же он начинает витать в облаках или клевать носом в самый неподходящий момент, побудите его принять намеренно позу, непривычную для его тела: по-иному скрестив ноги, слегка изменить осанку, положение ступней, выражение лица. Когда тело принимает непривычное положение, рассеянность и сонливость исчезают сами собой. Если же ваш ребенок нуждается в экстрасобранности, он должен напрячь мышцы живота, ягодиц или ног. Не позволяйте телу расслабиться, и разум тоже будет бодрствовать.

    2. Создайте эмоциональный настрой, способствующий концентрации внимания, заинтересуйте учебным материалом. Постарайтесь осторожно расшевелить его разум, но ни в коем случае не применяйте силу. Чем энергичнее будете его принуждать, тем труднее ему будет сосредоточиться. Заставить сконцентрироваться очень трудно: вы «тянете» рассудок ребенка, «пинаете», а он сопротивляется, толкаете сильнее, он сопротивляется еще сильнее, и вы тратите уйму сил на борьбу. Хитрость, которую применяют, чтобы заставить осла двигаться, состоит не в применении силы, а в использовании стимулирующих факторов. Помахайте морковкой перед носом упрямца, и он последует за вами куда угодно. Интерес - эмоциональная составляющая внимания. Нам же не приходится принуждать ребенка сосредоточить внимание на фильме с напряженным сюжетом? Поэтому вполне естественно напрашивается вывод: заинтересуйте ребенка - и не будет проблем с концентрацией внимания. Постарайтесь обратить его внимание на любопытные и необычные детали, отыскав что-то новое, пробудив его любознательность.

    Определите личный ритм ребенка. Распределите время так, чтобы наилучшим образом использовать особенности его персонального ритма.

    Десять рекомендаций-правил, направленных на повышение внимательности при чтении учебного материала

    Правило первое: заранее планируйте время своего ребенка так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало его (визиты товарищей, гостей и др.).

    Правило второе: приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте его рабочее место.

    Правило третье: приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю учащегося. Лучший способ - предварительный просмотр задания, составление плана предстоящей работы.

    Правило четвертое: устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).

    Правило пятое: если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.

    Правило шестое: читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

    Правило седьмое: старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой — это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

    Правило восьмое: осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его в нужное русло.

    Правило девятое: если в процессе чтения вы выявили, что ребенок на какое-то время «отключился», заставьте вернуться к тому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

    Правило десятое: соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, регулярных перерывах, во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.

    Онлайн-консультация для родителей 17.04.2021 г.

    «Положительные эмоции в жизни школьника»

     

                                  Эмоции ребенка и что их вызывает

    Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

    Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

    Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные. 

    Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?

    1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
    2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
    3. Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
    4. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.
    5. Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

    Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!

    Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.

    Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет!

    Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его вслух, а может быть он остается во внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был успешен), то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

    Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

    Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь. 

    Контакт глаз

    Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

    Контакт глаз (осознаем мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

    Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза.

    Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.

    Физический контакт

    Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

    Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет , но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

    Пристальное внимание

    Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

    Вспомните, пожалуйста, как часто вы общаетесь со своим ребенком, не занимаясь при этом какой-то другой деятельностью (кроме совместной деятельности с ребенком)?

    Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа.

    Если мы проявляем пристальное внимание к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно, даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

    Значение эмоциональной сферы для формирования полноценной личности.

     Психологическое развитие детей, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка. Период детства — самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом — это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

    С каждым днем  мир меняется, но не всегда в лучшую сторону: люди не хотят понимать друг друга, не желают слышать собеседника, не умеют разрешать конфликтные ситуации, очень часто проявляют агрессивность. Но мы с вами, как родители, понимаем, что жить в таком мире нашим детям, поэтому давайте научим их  быть счастливыми, несмотря на разные жизненные ситуации.

    А что необходимо человеку, маленькому или взрослому, кроме дома, еды  и физической безопасности? 

    • человеку нужно, чтобы его любили
    • человеку нужно, чтобы его понимали и признавали;
    • чтобы он чувствовал себя необходимым;
    • чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми,
    • чтобы  он был успешным;
    • чтобы он мог  реализовать свои возможности;
    • чтобы он мог осуществить свою мечту;)

    Необходимо воспитать из маленького человека всесторонне развитую и конкурентно-способную личность.

    По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

    В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он  находится каждый день, в которой  растет и развивается.  

    Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обра­щении к ним окружающих.

    Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.

    Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в понимании, признании, любви и т.п.

    Как формировать положительные эмоции? С чего начать?

    При общении с детьми не рекомендуется употреблять выражения:

    • Я сотни раз тебе говорил …
    • Сколько раз надо повторять…
    • О чём ты только думаешь…
    • Неужели тебе трудно запомнить, что…
    • Ты такой же, как и твой, (твоя) …
    • Отстань, некогда мне…
    • А вот Машенька со второго подъезда...
    • Почему мой ребенок такой...

    Рекомендуется употреблять выражения:

    • Ты у меня такой умный, красивый и т.д.
    • Как хорошо, что у меня есть ты.
    • Ты у меня молодец.
    • Я очень тебя люблю.
    • Как ты хорошо это сделал,  это у тебя хорошо получается
    • Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро  не справилась (помощь по дому)
    • Спасибо тебе за поддержку

    Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

    Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

    - Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.

    - Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

    - Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение,  играйте с ним.

    - Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.

    - Помогайте ему, когда он просит.

    - Поддерживайте и отмечайте его успехи.

    - Рассказывайте о своих проблемах,  обсуждайте детские фильмы, книги, мультфильмы.

    - Разрешайте конфликты мирно.

    - Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

    - Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

    - Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

    Ритуалы, которые нравятся детям.

    • Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.
    • Придя из школы, ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
    • Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
    • На ночь быть заботливо укрытым.

    Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению, к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Для ребенка такая радость за другого - пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

    Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

    Онлайн-консультация для родителей 23.01.2021 г.

    «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»

    Воспитание детей – самая главная и самая сложная обязанность родителей. Существует несколько методов помочь ребёнку стать успешным и счастливым человеком. Чаще всего под воспитанием понимается какие-то «правильные» фразы. Например, «Нельзя брать чужое» или «Утром и вечером надо чистить зубы». Но есть и другие средства, более действенные и незаметные. Семейные традиции для детей – одно из них.

    С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. До наших дней дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте вместе их вспомним. Я буду говорить начало, а вы – заканчивайте.

    1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

    2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

    3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

    4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

    5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

    6. Семья – ключ к … (счастью).

     

    Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

    Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

    Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.Семейные традиции — это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения, ритуалы, которые передаются детям от родителей.

    Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

    Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

    Семейные традиции и ритуалы:

    ● позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада:

    « при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;

    ● дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости;

    ● настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»;

    ● создают неповторимое детское воспоминание, о котором ваш ребёнок будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

    ● позволяют ощутить гордость за себя.

      Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьёй, прогуляться по парку в субботу – все эти казалось бы обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность вас и ваших детей. Традиции дают нам чувство общности. Ведь обычно в каком-нибудь ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одни действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что не одиноки в этом мире.

    Традиции обеспечивают нас чувством стабильность. Каждый Новый год мы ждём не только чуда, но и времени, когда будем с семьёй украшать дом, готовить оливье, запускать фейерверк. Ведь традиции – это не только приятное и объединяющее занятие, но и регулярно повторяющееся. Когда ребёнок каждый декабрь ожидает чего-то конкретного, это даёт ему ощущение понятного и чёткого мира.Кроме этого, устоявшиеся обычаи должны дарить родителям и детям положительные эмоции. Это может быть поход в кино каждый месяц или поход с ночёвкой каждое лето. Очень важно, чтобы в семье царил позитивный настрой. Тогда сын или дочь чувствует себя в безопасности и понимает, что он нужен маме с папой.

    Семейные ритуалы – это ещё и способ донести до ребёнка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь, не вовлекая ребёнка в занудную лекцию, а приобщая к интересной и увлекательной жизни. Таким образом, роль семейных традиций в воспитании детей очень велика.

    кАКИЕ БЫВАЮТ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ?

    • Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.
    • Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то свое, и вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.
    • Совместное времяпрепровождение. Это могут быть игры, походы в музей, кино, кафе, галереи, туристические сплавы летом или прогулка по снежному парку зимой.

    ПРИМЕРЫ ИНТЕРЕСНЫХ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

    • Туристические походы каждый год. Когда вся семья отправляется в лес или на сплав, взяв с собой палатку и спальник. Что может быть лучше сидения вечером у костра на берегу реки? Множество положительных впечатлений будет обеспечено ребенку.
    • Приготовление пищи всей семьей. Папа жарит мясо, мама готовит гарнир, а дети в это время режут овощи в салат. Потом все вместе красиво сервируют стол и садятся за ужин. После этого еда становится еще вкуснее!
    • Интересные задачки на день рождения. Имениннику утром выдается карта, с помощью которой он должен найти сокровище – свой подарок. Прелесть традиции в том, что сначала все члены семьи готовят квест вместе, а затем помогают юбиляру пройти его.

    КАК СОЗДАТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ?

    Традиции – это почти «рукотворная» деятельность. Мы сами создаём их. Позвольте ребёнку почувствовать себя хозяином своей жизни. Пусть он придумает действие, которое будет делать вся семья. Даже если это будет обычное чаепитие каждое воскресенье, всё равно это даст ребёнку силу и веру в своё влияние на окружающий мир.

    Создавая традиции, мы создаём и жизнь. Наполняем её таким содержанием, каким захотим. Если семейные обычаи будут красивы и активны, такой же будет и жизнь вашего ребёнка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее малыша. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.

    Важно, чтобы традиции не превращались в тюрьму для детей. Главное, чтобы ребёнок сам хотел участвовать в семейной жизни. Иначе это создаст негатив и только оттолкнёт его от родителей. Нельзя удерживать малыша за столом просто потому, что «у нас семейный ужин». Родители должны быть гибкими, принимать во внимание пожелание детей. Не нужно насильно внедрять обычаи. Лучше переговорить всем вместе, обсудить, что кому нравится и выбрать то, что по душе и маме, и папе, и сыну.

     

    Семейные традиции в каждой семье есть. Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, с которым взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданным, способствует развитию у него чувства собственной значимости. Он приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

    Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.

    Предлагаю игру « Добавь лучики»

    Попробуйте назвать несколько традиций. Которые вы знаете, необязательно, чтобы они были вашими и наше солнышко ярко засияет. Его нам так сейчас не хватает, в полярную ночь.

    (1. Сказка на ночь.

    2. Пироги – на праздничном столе.

    3. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.

    4.Совместные чтения.

    5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывают друг другу о событиях дня.

    СПАСИБО!

    Вот и засияло солнышко – добра)

    Есть традиции по временам года. Каждую весну участвовать в Дне Земли – убирать в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идти птичек слушать. Осенью делать кормушки. Зимой в эти кормушки класть угощение. Перед Новым годом – аж за месяц! – писать Деду Морозу письмо с просьбами и

    « обещаниями».

    В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми.

    Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

     

    Торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце, или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция - вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов.

    Ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;

    ¨Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;

    ¨Это и умение считаться с желанием каждого: не включать музыку или телевизор, если кто-то готовит уроки или отдыхает;

       Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если  в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь интереснее. И детство ваших детей намного богаче.

    Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного беспристрастного анализа своих поступков.

    Семья передаёт из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

    А как вы думаете, праздники помогают в воспитании ребенка?

    Какие праздники вы празднуете в вашей семье?

    (Новый год, 8 марта, 23 февраля, День Победы и т.д.)

    Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.

    - Новый год – самый любимый праздник. Это праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей.

     

    В преддверии Нового года можно завести традицию лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.

    День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.

    23 февраля, 8 марта – обычно в этот день принято дарить подарки.

    Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся.


    Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.

    День рождения для ребенка – это событие в детской жизни. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку?

    (РОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ,,,

    1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать), можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).

    2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).

    3. Продумать сценарий дня рождения:

    а).это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы готовить вместе с ребенком) в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол.

    б). Игры, прятки, хороводы.

    в). Срезание игрушек с закрытыми глазами.

    г). Беспроигрышная лотерея.

    д). Игра «Ищи подарок» - по запискам.

    4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

    5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.

    Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.)

     Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?

    5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.

    5 минут мало или много?

    Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?

    Послушайте, пожалуйста, притчу.

    На скамейке во дворе огромного дома сидели отец с сыном. Отцу примерно 65 лет, а сыну 30. Сын читал газету. Вдруг откуда-то прилетел соловей, сел на цветы. Отец спросил сына: – Сынок, что это?
    Сын: – Соловей, папа. 
    Соловей прыгал с одного цветка на другой. 
    Отец снова спросил: – Сынок, что это? 
    Глубоко вздохнув, стряхнув газету, с ленью в голосе сын снова ответил: – Это соловей. 
    Через какое-то мгновение прилетела птичка и села на газон. Отец снова спросил у сына: – Сынок, что это? 
    Теперь уже со злостью, опрокинув газету на скамейку, с грубым голосом сын ответил: – Папа, ты уже достал со своим глупым вопросом. Ты что никогда соловья не видел, и не знаешь, что это за птица? Это соловей. Со-ло-вей. Ясно?
    Отец ничего не сказал, встал и ушел в дом. Через какое-то время он пришел с тетрадкой в руке. Это был его дневник. Открыв нужную страницу, дал его сыну и сказал: – Читай…. Громко! 
    Сын прочитал: – Сегодня я и мой пятилетний сыночек сидели во дворе на скамейке. Вдруг прилетел соловей. Сын меня 29 раз спрашивал “Что это?”. Я улыбался, обнимал его каждый раз, когда он мне задавал один и тот же вопрос. Мне доставало удовольствие каждый раз объяснять своему маленькому наивному человечку, что это соловей. Прочитав эти строки, сын вздохнул, в глазах навернулись слезы. Он обнял отца, поцеловал его в лоб и тихо прошептал: – Прости меня, папочка, прости меня глупого. А отец все глубоким взглядом смотрел на соловья, который беззаботно прыгал от одного цветка на другой.

    Что вы думаете об этом?

     

    Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, нам необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. И тогда мы сможем передать своим детям то лучшее, что мы имеем в наших семьях.

     

    Не забудьте только три главных правила:

    ● повторяющееся событие для ребёнка должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

    ● традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

    ● можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка

    Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. 

     

    Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.

    Ведь их можно не только соблюдать, но  и создавать.

    Традицией вашей семьи могут стать«Конверты любви»

    Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать!

    («Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В конверт можно положить записку друг другу, забавныеоткрыточки. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.

    Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе.)

     

    Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией.

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Обиды и ссоры подальше гоните,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

    «Какая хорошая, ваша семья!»

    III. Заключительное слово.

    Подводя итоги, можно сказать, что:

    Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на воспитание детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью.

     Исследования психологов, социологов, педагогов показывают условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

    В Англии родителям важно вырастить из своего чада настоящего англичанина. Там сыновей и дочерей держат в строгости, их обучают сдерживанию эмоций. Может создаться впечатление, что англичане любят своих детей не так сильно, как в других странах, но это не так. Они просто привыкли жить и воспитывать малышей по-другому.

    В Японии вы почти не услышите, что дети плачут. У ребенка до 6 лет сказочная жизнь – все его прихоти тут же исполняются. Мама малыша все свое время и силы тратит на воспитание ребенка. Но потом волшебное время заканчивается. Как только малыш идет в школу, его ожидают суровая дисциплина и порядок. В стране восходящего солнца все привыкли жить большой семьей: не только родители и дети, но и бабушки с дедушками.

    В Германии мало кто вступает в брак раньше 30 лет. Там предпочитают сначала пожить для себя, познать мир, попутешествовать, поработать в разных местах, а уже потом создавать семью. До 30 лет немцы пытаются заработать денег, чтобы в дальнейшем их семья ни в чем не нуждалась.

    В Италии в слово «семья» вкладывают большое количество людей. В этой жаркой стране семья – это не только мама, папа и ребенок, но и тети, дяди, бабушки, дедушки, кузены, вообще все родственники, даже самые дальние.  Важная семейная итальянская традиция – это совместные обеды, на которых все разговаривают, делятся своими проблемами, обсуждают интересные новости.

    Во Франции женщины много времени уделяют своей работе и карьере, поэтому посте истечения небольшого срока после родов, французская мама возвращается на работу, а малыш остается с няней или отправляется в детский сад.

    Влияние семейных традиций на воспитание детей очень велико. Традиции – это способ воспитания ребёнка не посредством «кнута и пряника», а с помощью естественного хода жизни.

    Онлайн-консультация для родителей 09.01.2021 г.

     «Леворукий ребенок в школе»

     

    Цель: повышение компетентности родителей об особенностях различия праворуких и леворуких детей.

    Задачи: познакомить со способами определения ведущей руки ребёнка, особенностями развития психических процессов праворуких и леворуких детей, скрытых левшей»; познакомить с играми и игровыми упражнениями по развитию межполушарного взаимодействия.

    В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

    Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Мало кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей. Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить свое восприятие мира.Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу. Если леворукому ребенку не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет чувствовать себя в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в заколдованном мире, где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения протекал безболезненно.

    Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.

    Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

    Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

    Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.

    Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

    У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.

    Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

    Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.

    Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

    Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.

    Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

    Графомоторные навыки включают в себя:

    Мелкая мускулатура пальцев

    -   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

    Зрительный анализ и синтез

    -   Упражнения на определение правых и левых частей тела.

    -   Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

    -   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

    Рисование

    -   Занятия по штриховке по контуру, обводка.

    -   Срисовывание геометрических фигур.

    -   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

    - дорисовывание незаконченных рисунков;

    - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

    - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

    -   Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

    Графическая символика

    -   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).    

    Этапы формирования графомоторных навыков

    Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

    · В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

    · В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

    · В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

    · Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

    Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

    - зрительного восприятия;

    - произвольной графической активности;

    - зрительно-моторной координации.

    Развитие графо - моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графо - моторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.  Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

    «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

    Дорогие родители! Одно из основных условий – не надо относиться к леворукому малышу как к ребенку, страдающему серьезным заболеванием, не надо акцентировать внимание на этой особенности. Постарайтесь создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости. Способности вашего ребенка ждут своего раскрытия, а не активного подавления.

     


                         

     

    ГУО "Начальная школа" 2013-2021

    Регистрационное свидетельство № 7141303427 от 16 апреля 2013 г.

    Телефон: +3752243 - 7-91-27; E-mail: nsch@cherikov.edu.by

     

    Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.(А. Барбюс)