Рекомендации педагога-психолога учителям по коррекции школьной тревожности младших школьников
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Оно выражается в:
волнении,
повышенном беспокойстве в учебных ситуациях,
общении в классе,
в ожидании плохого отношения к себе,
отрицательной оценки со стороны окружающих.
Тревожность может проявиться в поведении самыми разными способами:
пассивность на уроках,
скованность при ответах,
смущение при малейшем замечании со стороны учителя,
на перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие ,
постоянно чувствует собственную неполноценность,
не уверен в правильности своего поведения,
страхах, он боится всего,
агрессивности,
очень раним, мнителен, повышенно чувствителен,
увлечениях, которые разъединяют ребёнка с окружающим миром,
в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть.
Важно отметить, что Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активного, деятельного школьника, поэтому чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой.
Оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Но когда тревожность начинает превышать так называемую «критическую точку», переживания ребенка начинают оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
В данном случае у наблюдаемых школьников тревожность превышает оптимальный уровень.
Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что:
ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Так в случае реальной учебной неуспеваемости работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков учения и общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность.
Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Необходимо обеспечить ученику возможность
достижения успеха в значимой для него области. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности.
Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами.
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.
С высокой тревожностью тесно связана низкая самооценка, иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.
Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Сравнивать результаты работы только с его собственными, а не с чужими.
Создавать на уроках и во второй половине дня ситуации успеха.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей". А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в классе можно оформить стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.